Главная » Статьи и заметки » Менеджмент » Менеджмент: История и развитие

2 параметра управления и 8 целевых областей бизнеса: эффективность целевого менеджмента в коммерции и производстве по Питеру Друкеру
 Способы измерения результативности менеджера во многих областях бизнеса до сих пор остаются на примитивном уровне

Питер Друкер (Peter Ferdinand Drucker, 1909-2005) родился в Австрии. Он получил юридическое образование и работал журналистом в Германии вплоть до прихода к власти нацистов. Проведя некоторое время в Лондоне, он переехал в Нью-Йорк в 1937 году. Друкер был экономическим консультантом по банкам и советником по коммерческой политике и менеджменту в американских корпорациях. Его книги по различным направлениям бизнеса сделали его одним из ведущих авторов в области менеджмента. Много лет работал в школе бизнеса Нью-Йоркского университета, с 1971 года – профессор общественных наук в Claremont Graduate School в Калифорнии.

Работы Друкера начинались со взгляда на высший менеджмент и его роль в представительских институтах современного индустриального общества, высших корпорациях. Впоследствии он определял менеджмент как глобальную проблемную область, и менеджеров как динамический элемент в любом бизнесе. Именно менеджеры через их контроль за принятием решений в современных корпорациях вдыхают жизнь в организации и общество. Менеджерам даны человеческие и материальные ресурсы для работы, и именно они создают продуктивное производство, которое ведёт к здоровому обществу. Справедливость этого утверждения возрастает, так как мы движемся в эру интеллектуальных технологий, делающих возможности человека особенно важными для эффективного производства в организациях.

Однако, как указывает Друкер, менеджеры, будучи наиболее важным ресурсом бизнеса, являются более дефицитными, более дорогими и наиболее недолговечными. Принимая это во внимание, исключительно важно, чтобы менеджеры использовались настолько эффективно, насколько возможно в настоящих условиях, когда имеются сведения относительно практики и назначения менеджмента. Здесь Друкер обращается к проблеме эффективности менеджмента. Найти рецепты эффективности можно только в том случае, если мы сначала поймём роль менеджера в организации, если узнаем, что представляет собой его работа. По словам Друкера, существует два параметра управления:

  • экономический параметр;
  • временной параметр.

Менеджеры отвечают за результаты деятельности организаций (это отличает их от администраторов вообще). Таким образом, они должны добиваться в первую очередь экономических результатов производства. Конечная оценка их деятельности – экономические результаты, что не характерно для администраторов вообще. Второй параметр – время, – присутствует во всех системах принятия решений.

Менеджер всегда задумывается о том, какое воздействие будет иметь решение в настоящем, ближайшем и далёком будущем. Это, конечно, связано с экономическим аспектом. Сведя всё вместе, приходим к выводу, что менеджеры оцениваются с точки зрения их экономической производительности в настоящем, ближайшем и далёком будущем.

Менеджмент, таким образом, это деятельность по организации ресурсов для достижения удовлетворительного качества исполнения. Это деятельность на основе материальных и человеческих ресурсов. Согласно Друкеру, это не означает максимального увеличения прибыли.

Для менеджера прибыль – не причина поведения, ориентированного на коммерцию или на рациональное принятие решения с точки зрения получения максимальной прибыли во всех случаях, а проверка правильности или успеха деятельности коммерческого предприятия. Цель любого бизнеса – покрыть затраты, избежать потерь и получить достаточное количество прибыли.

Центральный вопрос для Друкера – как лучше управлять бизнесом, чтобы обеспечить получение прибыли и успешную деятельность предприятия. Хотя и можно сформулировать общие цели очень простым и коротким способом, любая действующая организация имеет разнообразные потребности и цели. Нереалистично рассматривать предприятие как имеющее единственную цель. Эффективное управление всегда включает жонглирование, уравновешивание различных целей, расстановку приоритетов по множеству целей, которые имеет организация. Из-за этого, и благодаря сложной природе бизнеса, целевое управление жизненно важно. Оно обеспечивает компетентное мнение, основанное на имеющейся информации, и заставляет менеджеров изучать имеющиеся альтернативы, а также предоставляет надежные средства для оценки эффективности управления.

В частности, цели и задачи коммерческого предприятия позволяют менеджерам объяснять, предсказывать и контролировать свою деятельность, что окажется невозможным при использовании лишь идеи о максимальной прибыли.

  • Во-первых, знание и понимание этих целей позволяет организации интерпретировать широкий спектр коммерческих явлений, имея лишь небольшое количество общих утверждений.
  • Во-вторых, цели позволяют испытать эти утверждения на практике.
  • В-третьих, становится возможным предсказание поведения.
  • В-четвёртых, значимость решений может быть проверена в процессе их принятия, а не после.
  • В-пятых, производительность в будущем может быть улучшена путём анализа прошлого опыта. Это возможно потому, что требуемые результаты заставляют планировать в деталях то, что должен достичь бизнес, и выработать пути эффективного достижения целей.

Целевое управление включает расшифровку того, что такое управление бизнесом. Выполнение этого и постоянная проверка результатов делает возможной реализацию пяти вышеперечисленных преимуществ.

Но по-прежнему остаётся неясным, какими должны быть цели бизнеса организации. Процитируем Друкера: "Цели необходимы в любой области, где производительность и результаты прямо и жизненно влияют на выживание и процветание бизнеса". Более конкретно, существует восемь областей бизнеса, где могут быть установлены цели производства. Это:

  1. Установление рынка;
  2. Нововведения;
  3. Продуктивность;
  4. Физические и финансовые ресурсы;
  5. Прибыльность;
  6. Эффективность и развитие менеджмента;
  7. Производительность и поведение рабочих;
  8. Общественное признание.

При решении, как установить цели для этих областей, необходимо принимать во внимание возможность установления реальных временных параметров и их измерение. Средства измерения важны, так как они делают вещи видимыми и "реальными". Они говорят менеджеру, на чём ему сфокусировать внимание. К сожалению, способы измерения во многих областях бизнеса остаются на очень примитивном уровне. При рассмотрении временных параметров целей существенна природа бизнеса. В лесной промышленности сегодняшние посадки – это возможность производства на пятидесятилетний период. При производстве одежды промежуток времени всего в несколько недель может быть долгим будущим.

Возможно, наиболее важной частью целевого управления является его эффект, оказываемый на отдельных менеджеров, что позволяет организации развивать её наиболее важный ресурс – менеджеров. Это происходит из-за развития самоконтроля менеджеров, ведущего к более сильной мотивации и более эффективному обучению. Сущностью этого стиля управления является то, что все менеджеры приходят к установке реалистичных целей для своих подразделений и для самих себя. Эти цели должны расшифровывать, какой вклад менеджер внесёт в достижение общих целей фирмы во всех областях бизнеса. Необходимо, чтобы поставленные цели были проверены на вышестоящих уровнях управления – чтобы убедиться, что они достижимы (не слишком высоки и не слишком низки).

Но важность вовлечения отдельных менеджеров в установление целей, в качестве мотивационного фактора не может быть переоценена. Если менеджеры действительно желают быть способными улучшить свою производительность и извлечь соответствующие преимущества из системы, то необходимо давать прямую информацию, которая позволяла бы им оценивать их собственные достижения. Это значительно отличается от условий на некоторых фирмах, когда некоторые группы, в частности учетчики, работают как "секретная полиция" исполнительного руководства.

Необходимость для отдельных менеджеров устанавливать собственные цели сдерживается природой современного бизнеса и тем, что Друкер называет тремя силами неправильного руководства (forces of misdirectrion). Это:

  1. Специализация работы большинства менеджеров;
  2. Наличие иерархии;
  3. Различия в видении происходящего в бизнесе.

Всё это повышает возможность нарушения работы и возникновения конфликтов в организации. Целевое управление – это способ обойти эти трудности за счёт увязывания задачи каждого менеджера с общими целями компании. Реализация этого учитывает важные аспекты современного бизнеса. Управление больше не является делом одного человека. Даже исполнительный директор не работает в изоляции. Менеджмент – это групповая деятельность, и наличие целей подчеркивает вклад, вносимый каждым менеджером в дело всей группы. Задача исполнительного руководителя состоит в подборе наилучшей управляющей группы, и если есть цели со встроенной системой оценок, то это даёт возможность сделать правильный выбор.

Целевое управление позволяет административным работникам быть эффективными. Важным моментом является возможность учиться эффективности. Друкер настаивает на том, что саморазвитие управляющего персонала является центральным для непрерывного развития организации, так как квалифицированный работник становится главным ресурсом.

Система целей даёт возможность менеджерам оценивать их собственную эффективность и таким образом усиливает процесс обучения. Это делается за счёт указания на сильные стороны человека и на то, как они могут быть сделаны более продуктивными (за счёт переопределения старых приоритетов или установления новых и путём улучшения моделей принятия решений). Регулярный обзор целей и результатов деятельности позволяет менеджерам знать, где и когда они работают наиболее эффективно, и как этого можно достичь. В итоге они смогут развить свои умения в соответствующих областях.

Более того, целевое управление помогает преодолеть некоторые из сил, которые пытаются расщепить организацию, путём ясной привязки задачи каждого менеджера к общим целям компании. Это позволяет осуществлять обучение и в результате приводит всех менеджеров к наилучшей реализации их индивидуальных способностей.

И, наконец, что наиболее важно, это увеличивает мотивацию менеджеров и развивает их участие в деятельности организации. В результате цели, поставленные организацией, достигаются обычными людьми, добивающихся необычной производительности.


ПОСМОТРИТЕ ДАЛЕЕ И ЕЩЁ...

Расчёты Тренинги

ЕЩЁ ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ...

Менеджмент Кадры
Маркетинг PR
Психология Цифрология
Рассказать / Поделиться:
Категория: Менеджмент: История и развитие | Добавил: 08.02.2015
Просмотров: 1163
Всего комментариев: 0
Контакты, заявки, заказы
Гребнев Виктор Анатольевич

Тел.:+7 (3812) 48-40-99
Факс:+7 (3812) 36-40-74
Моб.:+7 950 785-22-43
Email:info@omsklions.ru
Skype:omsklions