Главная » Статьи и заметки » Менеджмент » Менеджмент: История и развитие

Три типа административно-управленческой власти по Максу Веберу во многовековой истории развития бюрократии и организационного поведения
 Учёный, видимо, никак не претендовал на незыблемость результатов своих исследований, но история распорядилась иначе

Макс Вебер (Max Weber, 1864-1920) родился в Германии. Он получил юридическое образование и затем работал сотрудником Берлинского университета. Всю жизнь он занимался академической работой, изучая историческое развитие цивилизаций посредством исследования социологии религии и социологии экономической жизни. При исследовании этих двух направлений он чрезвычайно глубоко изучил основные мировые религии, такие как иудаизм, христианство и буддизм, и проследил модели экономического развития, начиная с дофеодального времени. Именно эти два направления нашли своё отражение в его классическом исследовании влияния протестантской веры на развитие капитализма в Западной Европе и США. Работы Вебера содержательны и основательны по стилю, что типично для немецких философов. Его труды, переведённые на английский язык, принесли ему репутацию одного из основоположников социологии.

Принципиальный вклад Вебера в исследование организаций – его теория структур власти, которая позволила ему рассматривать организации с точки зрения отношений между различными уровнями власти. В основе этой теории лежит ответ на вопрос, почему люди выполняют команды, почему они поступают так, как им говорят. Для ответа на этот вопрос Вебер вводит два понятия:

  • силу – способность заставить людей подчиняться, несмотря на их сопротивление;
  • власть, когда приказы автоматически исполняются теми, кто их получает.

Во властных системах подчинённые признают законность директив руководства. Вебер различает типы организаций в соответствии со способом осуществления власти. Он выделяет три типа осуществления власти:

  • харизматический;
  • традиционный;
  • рационально-легальный.

Каждый из них выражает определённый административный механизм организации. Эти типы власти помогают анализировать организации, хотя реальная организация может быть комбинацией этих типов.

Харизматический. Первый тип осуществления власти основан на личных качествах руководителя. Вебер использует греческий термин "харизма" для обозначения любых качеств лидера, за счёт которых руководитель выделяется из среды обычных людей и оценивается ими как обладающий сверхчеловеческими, или, по крайней мере, исключительными возможностями или качествами. Это – позиция пророка, мессии или политического лидера, чья организация состоит из последователей, являющихся посредниками между лидером и массами. Типичный случай такого рода – мелкомасштабное революционное движение религиозного или политического направления. Многие организации имели "харизматических" основателей, таких как Лорд Наффилд (Моррис Моторс) и Генри Форд.

Однако, так как власть основана на качествах одной личности и распоряжения зависят от вдохновения одного человека, такой тип организаций внутренне нестабилен. После смерти лидера (руководителя) возникает вопрос о преемственности власти, т.е. о том, кому передать власть. Обычно в политической или религиозной организации движение распадается, так как различные последователи претендуют на роль "истинного" наследника харизматического лидера, что и ведёт, как правило, к распаду.

Тенденции такого рода видны на примере изменения позиций фашистских соратников Гитлера – Гиммлера и Геринга – в первые месяцы 1945 года. При таком типе власти существует проблема наследников лидера. Иногда даже назначенный лидером наследник не обязательно будет принят. Маловероятно наличие ещё одного харизматического лидера, и организация вынуждена потерять свою харизматическую форму, – либо приняв одну из двух оставшихся форм, либо прекратив существование вообще.

Если преемственность власти становится наследственной, организация принимает традиционную форму; если преемственность власти определена правилами, развивается бюрократическая организация.

Традиционный. В основе второго типа осуществления власти лежит прошлый опыт и обычаи. Права и ожидания различных групп являются установившимися, т.е. обычный ход дел принимается как неприкосновенный; главным судьёй в таких системах являются обычаи. Руководители в таких системах имеют власть благодаря унаследованному статусу, и пределы их власти определяются традициями. Когда харизма превращается в традицию благодаря системе наследования, она становится частью роли лидера, а не частью личности основателя. При традиционном типе власти организационная форма имеет две разновидности:

  • патримониальная форма, при которой сотрудники являются личными слугами и материально зависят от лидера;
  • феодальная, при которой сотрудники имеют большую автономию, собственные источники дохода и традиционные отношения лояльности к лидеру.

Феодальная система имеет материальную основу для таких явлений, как десятина, феодальная собственность, основанных на прошлой практике и системе традиционных прав и обязанностей. Хотя примеры Вебера историчны, его идеи одинаково применимы к современным организациям. Руководящие посты часто передаются от родственника к родственнику, фирма образует династии на основе наследственной передачи постов. Отбор и назначение базируется на родственных отношениях, а не на экспертных оценках. Аналогично, приёмы работы во многих организациях оправдываются тем, что "всегда так делается", а не определяются на рациональной основе.

Рационально-легальный. Концепция рационального анализа приводит к третьему типу осуществления власти – рационально-легальному, с его бюрократической организационной формой. Вебер рассматривает её как доминирующую форму в современном обществе. Система названа рациональной, так как организации создаются для достижения конкретных целей (т.е. организация подобна хорошо спроектированной машине с определённым назначением, и каждая часть машины вносит вклад в достижение максимального результата при выполнении соответствующей функции этой машины).

Это система легальная, так как власть осуществляется посредством системы правил и процедур, исполняемых сотрудниками в соответствующее время. Для таких организаций Вебер использует слово "бюрократия". В общеупотребительном смысле бюрократия – синоним волокиты, избыточной бумажной работы. В частности, это применяется по отношению к неэффективно действующим общественным административным органам. Но согласно собственному определению Вебера, бюрократическая организация – это технически наиболее эффективная форма из всех возможных организаций: "Точность, скорость, однозначность, знание дела, последовательность, такт, единство, строгая субординация, уменьшение трений, затрат материальных и людских ресурсов – всё это достигает максимального развития в строго бюрократической системе". Вебер сам использует аналогию с машиной, утверждая, что бюрократия подобна современной машине, а остальные формы организации соответствуют немеханизированным методам производства.

Причина эффективности бюрократии заключена в её организационной форме. При этом используются средства, наилучшим образом приводящие к намеченной цели, и они не подвержены влиянию капризов руководителя или традиций, вышедших из употребления. Это возможно благодаря тому, что бюрократия представляет собой конечную стадию деперсонализации. В таких организациях есть сотрудники, чьи роли тщательно расписаны в письменных инструкциях. Эти сотрудники объединены в иерархическую систему, где каждый последующий уровень включает в себя все предыдущие. Существует набор правил и процедур, теоретически предусматривающий все возможные ситуации. Есть "бюро" для тщательного хранения всех документов и дел, важным аспектом рациональности системы становится письменное представление информации. Чётко разделяются личные и деловые отношения, при назначения на должность используется система контрактов и учитывается техническая квалификация.

В таких системах власть даётся должностью. Команды выполняются потому, что правила определяют компетенцию руководителя на определённой должности отдавать соответствующие распоряжения. Также важное значение имеет назначение на должность специалистов. Один из признаков развития бюрократии – рост квалификации профессиональных менеджеров и увеличение числа специалистов различных направлений в подразделениях.

Согласно Веберу, это приводит к высоко эффективной системе координации и контроля. Рациональность организации проявляется в способности "просчитать" последствия её действий. Благодаря иерархии власти и системе правил обеспечивается контроль за действиями сотрудников – это и есть деперсонализация. Благодаря найму специалистов, отвечающих за определённые области деятельности, и использованию документации обеспечивается соединение наилучших знаний и зафиксированного прошлого опыта. Это позволяет прогнозировать будущие события. Рациональная организация определяется как методическое достижение определённого заданного результата посредством возрастающей точности методов расчёта. Менялись сквозь века лишь инструменты: глину, дерево, бересту и воск заменили со временем сначала папирус и пергамент, потом манускрипты и фолианты, затем уже бумагу и гроссбухи начали теснить микрографические или электронные носители и обработчики информации.

Здесь объединяются интересы Вебера к религии и организации. Капитализм, как экономическая система, основан на рациональном долговременном анализе прибыли. Первоначально для достижения этого, также как и при расширении мирового рынка, требуется определённая мораль. По мнению Вебера, это даёт протестантская вера после Реформации, с её вниманием к миру и с её видением спасения человека через его деятельность на земле. Так, экономическая деятельность постепенно получает статус "добра", а не "зла". Капитализм выпущен на свободу, и эта свобода наиболее отчётливо реализуется через организационные формы бюрократии, которая предоставляет руководству механизмы для введения экономической целесообразности в жизнь.

Эффективная и хорошо организованная бюрократическая администрация – это необходимость в долговременной экономической системе. С увеличением индустриализации общества бюрократия становится доминирующим методом его организации, настолько эффективным, что становится характерным для таких сфер общества, как образование, правительственная деятельность, политика, и т.д. В конце концов, бюрократические организации становятся типичными для всех структур современного общества. В основе большинства исследований структуры организаций, проводившихся в течение последних трёх-пяти десятилетий, лежат идеи Макса Вебера, роль которого заключается в том, что он предпринял первую попытку создать системные категории для анализа организаций.


ПОСМОТРИТЕ ДАЛЕЕ И ЕЩЁ...

Расчёты Тренинги

ЕЩЁ ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ...

Менеджмент Кадры
Маркетинг PR
Психология Цифрология
Рассказать / Поделиться:
Категория: Менеджмент: История и развитие | Добавил: 07.02.2015
Просмотров: 2016
Всего комментариев: 0
Контакты, заявки, заказы
Гребнев Виктор Анатольевич

Тел.:+7 (3812) 48-40-99
Факс:+7 (3812) 36-40-74
Моб.:+7 950 785-22-43
Email:info@omsklions.ru
Skype:omsklions