Главная » Статьи и заметки » Менеджмент » Менеджмент: История и развитие

Анри Файоль о задачах, структуре и сути управления в организациях: 5 элементов менеджмента, 4 метода менеджмента и 14 принципов менеджмента
 Главным вкладом Файоля в теорию менеджмента стало его определение менеджмента, которое включает в себя пять элементов

Анри Файоль (Henri Fayol, 1841-1925) был по образованию горным инженером. Будучи французом по происхождению, он всю жизнь проработал во французском горнометаллургическом синдикате Commentry-Fourchamboult-Decazeville сначала в должности инженера, а затем (с тридцатилетнего возраста) – в главном управлении. С 1886 по 1918 годы он был управляющим директором синдиката.

Файоль достиг известности благодаря своим идеям, которые, однако, были приняты слишком поздно. Только когда ему было около семидесяти, он опубликовал их, и они стали доступны широкой публике. Он написал технические заметки по горному делу и несколько предварительных статей об управлении. Однако лишь в 1916 году в Бюллетене общества горной промышленности был опубликован труд Файоля "Основные черты промышленной администрации – предвидение, организация, распорядительство, координирование, контроль". Этот труд – основной вклад Файоля в науку об управлении, он часто переиздаётся отдельной книгой, а другие его работы известны мало.

Английский перевод этой книги появился под названием "General and Industrial Management". Он был выполнен Counstance Storrs и впервые опубликован в 1949 году. Разгорелись настоящие дебаты по расширенному толкованию названия работы, в частности, над трактовкой французского слова "администрация", заменённого термином "менеджмент". Эта замена аргументировалась тем, что хотя Файоль и был связан только с управлением в промышленности, он в своём собственном предисловии писал: "Менеджмент играет чрезвычайно важную роль в управлении предпринимательством, причём любым предпринимательством: малым или большим, в промышленной, торговой, политической, религиозной или любой другой сферах". Действительно, в последние годы своей жизни он изучал проблемы государственной сферы общественных услуг, а также читал лекции в Высшей Школе Военного Министерства. Таким образом, можно признать, что его цель состояла в том, чтобы приступить к проведению теоретического анализа, охватывающего большое количество различных организаций.

Файоль полагает, что любая деятельность, которая приводит предпринимателей в промышленности к успеху, может быть разбита на следующие группы:

  1. Техническая деятельность (производство, обработка, применение).
  2. Коммерческая деятельность (покупка, продажа, обмен).
  3. Финансовая деятельность (поиски и оптимальное использование капитала).
  4. Обеспечение безопасности (защита собственности и людей).
  5. Отчётная деятельность (инвентаризация, балансовый отчёт, расходы, статистика).
  6. Деятельность по управлению (планирование, организация, распоряжение, координация, контроль).

В предпринимательстве, в простом или сложном, большом или малом, всегда присутствуют эти шесть групп деятельности, или их существенные функции.

Эти шесть групп деятельности будут присутствовать во всех сферах бизнеса, но в различной степени. При этом управление будет занимать значительное место в деятельности высшего управленческого персонала и значительно меньшее (или вообще отсутствовать) в деятельности персонала, непосредственно занятого в производстве, или младшего управленческого персонала. Специально подчёркивается, что управленческая деятельность универсальна для любой организации. Однако напрашивается банальный вопрос: что есть менеджмент (управление)? Является ли управление чем-то таким, что могло бы быть идентифицированно и существовать самостоятельно, или это всего лишь слово, этикетка, которая не имеет сущности?

Ответ Файоля был уникальным для того времени. Сердцевиной его вклада в теорию менеджмента стало его определение менеджмента, которое включает в себя пять элементов:

  1. Предвидение и планирование (по-французски "прозорливость"): "изучение будущего и набросок плана действия".
  2. Организация: "выстраивание структуры предпринимательства, как материальной, так и по людям".
  3. Распорядительство: "поддержание активности сред персонала".
  4. Координирование: "работать вместе, тесно связанными, объединив усилия и гармонически действуя".
  5. Контроль: "наблюдение за тем, чтобы всё происходило в соответствии с установленными правилами и сделанными распоряжениями".

По представлению Файоля, управление означает взгляд вперёд, который делает процесс предвидения и планирования центральным в предпринимательской деятельности. Менеджер должен "оценивать будущее и предвидеть его". Для эффективного функционирования организация нуждается в плане, который обладает характеристиками: "единством, неразрывностью, гибкостью и точностью". Проблемы планирования управление должно разрешать так:

  1. Придать уверенность в том, что задачи каждой части организации прочно спаяны вместе (единство);
  2. Использовать как краткосрочное, так и долгосрочное предвидение (неразрывность);
  3. Обладать возможностью адаптировать план в свете изменяющихся обстоятельств (гибкость);
  4. Пытаться точно предсказать направления действия (точность).

Сущность планирования состоит в том, чтобы представить возможность оптимального использования ресурсов. Интересно, что Файоль в 1916 году аргументировал необходимость разработки правительством национального плана Франции.

Организовать – означает "выстраивать структуру предпринимательства как материальную, так и по людям". Задача управления состоит в том, чтобы создать такую структуру, которая даст возможность организации максимально эффективно осуществлять свою деятельность. Структура должна обеспечить своевременную разработку и выполнение планов, единство распоряжения и указания, ясное определение ответственности, точное решение, поддержанное эффективной системой отбора и обучения менеджеров.

Третий элемент системы Файоля логически следует за первыми двумя. Организация должна начинаться с плана, определения её целей. Затем должна быть построена организационная структура, соответствующая достижению этих целей. Путём распоряжения, поддерживающего активность среди персонала, организация должна быть вовлечена в движение. Благодаря возможности отдавать распоряжения, менеджер получает наилучшее из возможных выполнение от подчинённых. Это может быть сделано посредством примера, знания о деле, знания о подчинённых, непрерывного контакта с персоналом, а также посредством поддержания широкого взгляда на управляющие функции. Таким способом менеджер поддерживает высокий уровень активности, раскрывая представление о миссии организации.

Распоряжение относится к взаимоотношениям между менеджером и подчинёнными в рамках выполнения непосредственной задачи. Однако организации обладают разнообразным спектром задач для выполнения, поэтому становится необходимой координация усилий – "спаянность вместе, единство и гармония всей деятельности и усилий". Здесь очень важно, чтобы усилия одного подразделения были взаимосвязаны с усилиями других подразделений, а также сохранялась тенденция дальнейшего продвижения к осуществлению целей организации. Это может быть достигнуто только путём постоянного циркулирования информации и организации регулярных встреч менеджера с подчинёнными.

И, наконец, контроль, – логически конечный элемент, который осуществляет проверку того, насколько хорошо выполняются другие четыре элемента: "наблюдать за тем, чтобы все происходило в соответствии с установленными правилами и отданными распоряжениями". Для того чтобы быть эффективным, контроль должен осуществляться быстро. Также следует предусмотреть систему штрафных санкций. Наилучший способ обеспечения такого контроля заключается в том, чтобы отделить все функции, связанные с проверкой, от функций производственных и других отделов, чью работу необходимо проверить. Файоль полагался на независимый, беспристрастный отдел контроля.

Файоль использовал эту классификацию для разделения на способы администрирования или управления. Поэтому, вероятно, что когда он написал "доктрина администрирования", он подразумевал не только вышеупомянутую теорию, но и дополнение теоретического анализа опытом с целью формирования доктрины хорошего управления. Он суммировал уроки своего собственного опыта в перечне Основных принципов менеджмента. Это его собственные правила, и он не считал их универсальными и неизменными. Тем не менее, большинство из них стали частью ноу-хау теории менеджмента, а многие из них считаются фундаментальными принципами. Файоль описал следующие четырнадцать принципов:

  1. Разделение работы: специализация позволяет индивидууму быть более квалифицированным и поэтому быть более продуктивным.
  2. Власть: право отдавать распоряжения и одновременно необходимость принятия на себя ответственности, равнозначной данному праву.
  3. Дисциплина: она является двусторонней, сотрудники должны следовать только тем распоряжениям менеджера, при которых обеспечивается хорошее руководство.
  4. Единство команд: в противовес концепции функциональной власти Тейлора, Файоль был совершенно уверен, что каждый работник должен подчиняться лишь одному руководителю, чтобы не допускать конфликта при распоряжении. Этот принцип, провозглашённый Файолем, нашёл много приверженцев среди менеджеров.
  5. Единство направления действий: люди, занятые в одних и тех же сферах деятельности, должны обладать одинаковыми и целями при выполнении единого плана.
  6. Подчинение индивидуальных интересов общим интересам: управление должно видеть, что цели фирмы всегда первостепенны.
  7. Вознаграждение: зарплата представляет собой важный стимул, хотя, анализируя ряд систем стимулирования, Файоль отметил, что совершенной системы стимулирования не существует.
  8. Централизация или децентрализация: и вновь ответ зависит от условий бизнеса и квалификации занятого персонала.
  9. Скалярная цепочка: иерархия необходима для единства направления действия, но горизонтальные связи также являются основополагающими, поскольку высшее руководство знает, что такие коммуникации имеют место.
  10. Порядок: как материальный порядок, так и социальный порядок необходимы. Первый из них минимизирует потери рабочего времени и обеспечивает рациональное использование материалов, второй достигается посредством организации дела и отбора персонала.
  11. Справедливость: при осуществлении деятельности необходимо "соединение доброты и справедливости" в обращении с сотрудниками, если только справедливость может быть достигнута.
  12. Стабильность пребывания в должности: это в значительной мере зависит от времени и расходов, затраченных на обучение хорошему менеджменту. Файоль полагает, что успешный бизнес склонен иметь более стабильные управленческие кадры.
  13. Инициатива: предоставление возможности всему персоналу демонстрировать свою активность (инициативу) является источником силы этой организации, даже если это может повлечь за собой возникновение "жертв тщеславия" среди части управляющих.
  14. Дух корпорации: менеджер должен воспитывать высокий дух нравственности у своих сотрудников и, цитируя Файоля, "необходим настоящий талант, чтобы координировать усилия, поощрять увлечённость, использовать возможности каждого работника и награждать каждого по его заслугам без пробуждения возможной зависти и нарушения гармонии отношений".

Заслуга Файоля в этой области связана не столько с провозглашёнными им принципами управления, хотя они не теряют своей актуальности до сих пор, сколько с его определением менеджмента. Он является самым ранним известным исследователем, давшим теоретический анализ управленческой деятельности – анализ, который выдержал полувековую критическую дискуссию. Лишь немногие авторы не находились позже под влиянием этого анализа, а его пять принципов обеспечили возникновение системы понятий, с помощью которой менеджеры могут пояснить свои идеи о том, чем им в действительности приходится заниматься.

Источник:
Fayol H. General and Industrial Management. – Pitman, 1949.
Translated by Constance Storrs from original Administration Industrielle et Generale, 1916.

ПОСМОТРИТЕ ДАЛЕЕ И ЕЩЁ...

Расчёты Тренинги

ЕЩЁ ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ...

Менеджмент Кадры
Маркетинг PR
Психология Цифрология
Рассказать / Поделиться:
Категория: Менеджмент: История и развитие | Добавил: 12.01.2015
Просмотров: 3572
Всего комментариев: 0
Контакты, заявки, заказы
Гребнев Виктор Анатольевич

Тел.:+7 (3812) 48-40-99
Факс:+7 (3812) 36-40-74
Моб.:+7 950 785-22-43
Email:info@omsklions.ru
Skype:omsklions