Главная » Статьи и заметки » Менеджмент » Менеджмент: История и развитие

Всемирная история и эволюция менеджмента: 5 управленческих революций в развитии теории и практики управления за более чем 60 веков
 Управленческие революции в течение нескольких тысячелетий отразили основные вехи смены культур и социальных сословий

Рассматривая последовательность событий в XX веке, можно заметить одну характерную особенность: быстрое развитие теории и практики менеджмента во всём мире. Действительно, наиболее характерным для него является стремительное восхождение от неприметной периферийной дисциплины, каким менеджмент был во времена Фредерика Тейлора (1856-1915, основоположник школы научного менеджмента, автор книг "Цеховой менеджмент" (1903), "Принципы и методы научного менеджмента" (1911)), до основного направления социальной мысли, ведущего общественного и научного института, который сегодня определяет образ жизни миллионов людей. Прежде чем подняться до таких высот, менеджмент прошёл многовековую эволюцию в рамках различных исторических этапов общественного развития.

Уже в древнейших обществах – Шумере, Египте и Аккаде – наблюдалась трансформация высшей касты – жрецов – в религиозных функционеров, по сути менеджеров. Это удалось сделать благодаря переформулированию священнослужителями религиозных принципов: если раньше боги требовали человеческих жертв, то позднее, как заявляли жрецы, им стала нужна сугубо символическая жертва: оказывалось достаточным, если верующие ограничивались подношением денег, скота, ремесленных изделий и т.д.

По существу речь идёт о первой управленческой революции в истории человеческого общества, в результате которой на свет появился принципиально новый тип деловых людей – ещё не предпринимателей, но уже и не религиозных деятелей. Предприимчивые жрецы вскоре стали богатым и влиятельным классом. При этом деньги для них не служили самоцелью, они являлись побочным результатом религиозной и государственной деятельности, поскольку жрецы, помимо соблюдения ритуальных процедур, заведовали сбором налогов, управляли государственной казной, регулировали государственный бюджет, ведали имущественными делами. Они прилежно вели деловую документацию, бухгалтерские расчёты, юридические записи, осуществляли снабжение, контрольные, плановые и другие функции, относящиеся к практике управления. Побочный результат управленческой деятельности жрецов – появления письменности, которой затем овладели и другие слои населения.

Таким образом, в результате первой управленческой революции менеджмент формировался как инструмент коммерческой и религиозной деятельности жрецов, превращаясь со временем в социальный институт и профессиональное занятие.

Вторая управленческая революция произошла приблизительно через тысячу лет после первой и связана с именем вавилонского правителя Хаммурапи (1792-1750 до н.э.), который издал знаменитый свод законов, содержащий 285 законодательных актов управления государством. Свод законов Хаммурапи является ценным памятником древневосточного права и представляет собой очередной этап в развитии социального управления. Уникальное значение этого кодекса, регулировавшего всё многообразие общественных отношений между социальными группами населения, состоит в том, что он давал руководство для администраторов всей обширной империи.

Кроме того, Хаммапури выработал оригинальный лидерский стиль, постоянно поддерживая свой социальный образ опекуна и защитника подданных. Для традиционного метода руководства, который характеризовал прошлые династии царей, это было ценным нововведением.

Итак, суть второй революции в менеджменте заключается в появлении чисто светской манеры управления, возникновении первой формальной системы организации и регулирования отношений людей, наконец, зарождении первых ростков лидерского стиля, а стало быть, и методов мотивации поведения.

Через тысячу лет после смерти Хаммурапи Вавилон вновь напоминает о себе как о центре развития практики менеджмента. Царь Навуходоносор II (605-562 до н.э.) явился автором системы производственного контроля за текстильной продукцией и в зернохранилищах, первым применившим цветные лыки, – помощью которых определялось качество ткани и зерна, поступивших на склады каждую неделю. Достижения Навуходоносора II характеризуют третью управленческую революцию.

Итак, если первая была религиозно-коммерческой, вторая – светско-административной, то третья оказалась производственно-строительной.

Значительное количество управленческих нововведений можно обнаружить в Древнем Риме, особенно в системе территориального управления Диоклетиана (243-316 н.э.), а также в организации Римской католической церкви в эпоху Средневековья, которую и сейчас считают наиболее совершенной формальной организацией западного мира. Её вклад высоко оценивается в таких областях менеджмента, как управление персоналом, система власти и авторитета, специализация функций.

Четвёртая управленческая революция практически совпадает с индустриальной революцией XVII-XVIII вв., которая стимулировала развитие европейского капитализма и имела гораздо более существенное влияние на теорию и практику социального управления, чем все предшествовавшие революции в менеджменте.

По мере того как индустрия перерастала границы фабричной системы (мануфактуры) и созревала современная система акционерного капитала, владельцы капитала всё более удалялись от занятия бизнесом как экономической деятельностью. В результате вместо единственного руководителя-собственника появилось несколько наёмных менеджеров-несобственников, рекрутировавшихся из всех, а не только из привилегированных классов. Новая система собственности ускорила развитие промышленности и привела к отделению управления от производства и капитала, а затем и к превращению администрации и менеджмента в самостоятельную социально-экономическую силу.

Администрирование – это формулирование общих целей и политики компании, а менеджмент – организация и контроль за их реализацией. Таков первоначальный и узкоспециализированный смысл менеджмента. Затем менеджмент распался на множество функций – планирование, делопроизводство, снабжение, сбыт, организация, анализ хозяйственной деятельности и др. Таким образом, каждый производственный процесс выделился в самостоятельную функцию и сферу деятельности менеджмента. Но как только число таких функций возросло, обострилась проблема их координации и соединения на новой основе. Менеджмент и администрация приобрели специальные инструменты координирования деятельности людей, в частности систему принятия решений, цели политики компании, философию управления.

Итак, началом четвёртой революции в управлении явилась буржуазная революция, которая символизировала выход на историческую сцену новой фигуры – капиталиста, а по истечении определенного времени – наёмного менеджера. Иными словами, начало этой эпохи – появление капиталиста, конец – появление менеджера. Как только появился класс профессиональных менеджеров, отделившийся от класса капиталистов, стало возможным говорить о новом радикальном перевороте в обществе, который нужно считать пятой управленческой революцией.

Зарождение акционерного капитала, появление огромных корпораций, централизация банков и транспортных сетей делали излишней фигуру индивидуального собственника. Его место начинал занимать бюрократ – наёмный чиновник. Административные работники фактически захватили господствующие высоты в общественной жизни и превратились в самостоятельную социальную страту. "Люди, господствующие в бюро", монополизировали технику управления и каналы коммуникации. Чиновники – это, прежде всего, те, кто прошёл специальную подготовку и занимается управлением в качестве профессиональной деятельности.

Усложнение управления общественным производством приводит к монопольному захвату его ключевых функций закрытой "статусной группой", имеющей свою идеологию и систему ценностей. Происходит тотальная бюрократизация управленческого аппарата, бюрократия превращается в господствующий элемент социальной структуры. Социологический анализ бюрократии как социального явления наиболее основательно представлен в работах Макса Вебера (1864-1920, немецкий историк, социолог, экономист).

Хронологически подлинная история менеджмента начинается с движения, во главе которого стояла группа передовых западных инженеров конца XIX – начала XX вв. К ним относят:

  • Фредерика Тейлора (тейлоризм);
  • Анри Файоля (1841-1925, французский исследователь проблем государственного управления, общественных учреждений и системы образования, создатель теории администрации, автор книги "Общая и промышленная администрация");
  • Гаррингтона Эмерсона (1853-1931, американский исследователь менеджмента, автор книг "Производительность как основание для управления и оплаты труда", "Двенадцать принципов производительности") и др.

В центре их внимания стояли вопросы повышения производительности труда и улаживания социальных отношений на предприятии. Со временем менеджмент стал сферой большой политики. Начиная с известных хоторнских экспериментов (социально-психологических экспериментов, проводившихся группой учёных под руководством Элтона Мэйо на фабрике "Western Electrics" в США), заложивших методологические основы доктрины "человеческих отношений", он переориентировался на социально-психологическую проблематику. Теоретический фундамент современного менеджмента заложен трудами:

  • Абрахама Маслоу (1908-1970, американский психолог, один из лидеров гуманистической психологии, создатель иерархической теории потребностей);
  • Элтона Мэйо (1880-1949, американский социолог и психолог, один из основоположников индустриальной социологии, создатель доктрины "человеческих отношений" и социальной философии менеджмента);
  • Питера Друкера (1909-2005, американский экономист, социолог, специалист в области проблем управления, ведущий теоретик так называемой эмпирической школы, представляющей собой синтез школы "научного менеджмента" с доктриной "человеческих отношений").

Они послужили исходной точкой для практических разработок в области "гуманизации труда" и новых форм организации управления, стали основой специальной управленческой функции, называющейся "управление персоналом", или, более широко, "управление человеческими ресурсами", что во многом тождественно понятию "социальный менеджмент".

В 1941 году Джеймс Бернхем (1905-1987) написал книгу "Менеджерская революция", где как основную провёл идею о том, что в современных условиях класс капиталистов практически вытеснен классом управляющих. По существу эта мысль во многом совпадает с мыслями Макса Вебера, но с той лишь разницей, что вместо бюрократии господствующей силой провозглашаются менеджеры – такой же социальный класс, как бюрократия или буржуазия. Собственность, полагает Бернхем, – это не просто капитал или овеществленный труд, а, прежде всего, контроль. Если нет контроля, то нет и собственности, а контроль в настоящее время находится в руках менеджеров.

Мысль об особой роли управляющих в корпорации и миссии менеджмента в обществе высказал в своей книге "Концепции корпорации" (1946) ведущий теоретик менеджмента Питер Друкер, который говорил в связи с этим о настоящем "менеджмент-буме", когда идея менеджерской революции охватила сферу не только научного, но и обыденного сознания. В 1963 году Пиритим Сорокин (1889-1968, русско-американский социолог и культуролог) заявил о трансформации капиталистического класса в менеджерский, а Толкотт Парсонс (1902-1979, американский социолог-теоретик, глава школы структурного функционализма, один из создателей современной теоретической социологии) – о переходе контроля над производством, принадлежащего семьям собственников корпораций, к управленческому и техническому персоналу.

Апофеозом "менеджмент-бума" явился известный бестселлер Джона Гэлбрейта (1908-2006, американский экономист, социальный мыслитель, дипломат, литератор) "Новое индустриальное общество" (1967), основное содержание которого состояло в утверждении, что профессиональный менеджмент в больших корпорациях, вооружённый современной техникой, становится непобедимой силой, с которой не могут сравниться ни акционеры, ни правительство.

Таким образом, история мирового менеджмента насчитывает несколько управленческих революций, знаменующих собой поворотные моменты в теории и практике управления:

  1. Первая управленческая революция привела к возникновению власти жрецов и зарождению письменности в результате делового общения и калькуляции;
  2. Вторая революция в менеджменте, связанная с именем вавилонского царя Хаммурапи, дала образцы сугубо светского аристократического стиля управления;
  3. Основным итогом третьей революции в управлении, относимой по времени к царствованию Навуходоносора II, явилось соединение государственных плановых методов регулирования с производственной деятельностью;
  4. Четвёртая революция совпала с зарождением капитализма и началом индустриального прогресса европейской цивилизации. Индустриальная революция доказала, что чисто управленческие функции не менее важны, чем финансовые или технические;
  5. Пятая управленческая революция знаменовала приход новой социальной силы – профессиональных менеджеров, класса управляющих, который стал господствующим в сфере управления государством, материальным и духовным производством.

Иными словами, перечисленные управленческие революции соответствуют основным историческим вехам смены культур и социальных сословий: власть жрецов постепенно вытесняется господством военной и гражданской аристократии, на смену которой пришли предприимчивые буржуа, а последних на исторической арене сменили наёмные работники, или "пролетарии управления", после чего социально-управленческий цикл начался снова, но на качественно ином уровне.


ПОСМОТРИТЕ ДАЛЕЕ И ЕЩЁ...

Расчёты Тренинги

ЕЩЁ ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ...

Менеджмент Кадры
Маркетинг PR
Психология Цифрология
Рассказать / Поделиться:
Категория: Менеджмент: История и развитие | Добавил: 12.01.2015
Просмотров: 8841
Всего комментариев: 0
Контакты, заявки, заказы
Гребнев Виктор Анатольевич

Тел.:+7 (3812) 48-40-99
Факс:+7 (3812) 36-40-74
Моб.:+7 950 785-22-43
Email:info@omsklions.ru
Skype:omsklions